Профилактика плоскостопия в детском саду

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей.

Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_ploskostopiya_i_zakalivaniya_v_detskom_sadu.docx 16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика плоскостопия и закаливания в детском саду.

Плоскостопие — это нарушение функций стопы, при котором опускается свод: или продольный, или поперечный.

Причинами плоскостопия у детей дошкольного возраста могут быть:

— Наследственность. В этом случае профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, упражнения которой направлены на недопущение его возникновения , может оказаться недостаточной.

— Лишний вес. Особенно актуален при продольном плоскостопии: чем больше у ребенка вес, тем выше нагрузка на стопу, и тем явнее проблема.

— Полученные травмы. Например, перелом лодыжки или кости пятки.

— Паралич подошвенных мышц. Чаще диагностируется как последствие полиомиелита.

— Слабые мышцы стоп. Такая причина актуальна тогда, когда ребенок получает недостаточно нагрузки на ноги, ведет не активный образ жизни. Излишние нагрузки без отдыха тоже могут спровоцировать плоскостопие.

— Ношение неудобной обуви.

— Слишком рано сделанные первые шаги ребенка.

Помимо проведения упражнений для профилактики плоскостопия, в случае начинающейся проблемы у ребенка дошкольного возраста, необходимо дать ряд рекомендаций родителям. В первую очередь , это визит к специальному врачу. Второе — ношение не просто удобной обуви, а ортопедической обуви: от сандалий до зимних ботинок. В наше время во многих магазинах продаются отдельно ортопедические стельки, которыми можно снабдить любую пару обуви.

Важная рекомендация – естественный массаж ног. Можно ходить босиком по камешкам, песку, траве, палкам. Еще один важный момент касается упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Хождение босиком относится к нетрадиционным методам закаливания и является хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок.

Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже плюс 18 градусов. Вначале ходят в носках в течение 4 – 5 дней, затем полностью босиком по 3– 4 минуты, до 15 – 20 минут.

Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется действием пониженных температур пола или земли.

Именно данное действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании.

Можно сочетать данный вид закаливания с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия.

Можно применять следующие упражнения:

— Ходьба на носках с различным положением рук.

— Ходьба на ребристой доске, палке или массажному шнуру.

— Ходьба на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок.

— Ходьба на месте. Не отрывая носка от пола.

— Перекаты с носка на пятку. Стоя на полу или на палке.

— Катание палки или мяча ступней и пальцами ноги вперед – назад.

— Рисование простых геометрических фигур путем катания резинового мячика.

— Захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек – в летнее время).

— Перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.

Выполнение ряда этих упражнений основано на осмысленной моторике, что позволяет внести ее элементы в закаливающие процедуры. Занятия обычно проводят с использованием специального инвентаря. Ребристые дорожки, мячики маленькие, колючие резиновые мячики. колючая дорожка, поддон с камушками различных размеров, гимнастические палки, ножные массажеры и т.д. Задания можно выполнять стоя, сидя, в игровой форме. В группах целесообразно проводить такие задания по профилактике плоскостопия сразу после сна. Но и как физкультминутка тоже возможно в любое время.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского.

В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности.

В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме «здоровье», «безопасность» (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения.

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно.

Безгинова Евгения
Профилактика плоскостопия Методическая разработка

Профилактика плоскостопия в детском саду

Методическая разработка

1. Плоскостопие, причины плоскостопия….. 5

2. Диагностика плоскостопия…. 8

3. Профилактика плоскостопия в режимных моментах…. 9

4. Физическая культура – как профилактическое средство….10

5. Что такое закаливание, как его организовать…. 11

Приложение №1…. 15

Приложение №2…. 16

Приложение №3…. 18

Приложение №4…. 20

Приложение № 5…. 22

Приложение №6…. 24

Приложение №7…. 25

Приложение №8…. 29

Для решения этой проблемы, прежде всего, необходимо донести до родителей всю серьёзность ситуации. Отметить нюансы, на которые нужно обращать внимание, при выборе обуви для своего ребёнка. Как важно укреплять его здоровье ежедневно и делать это не навязчиво.

Цель: охрана и укрепление здоровья ребёнка, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма.

— изучение литературы по данной проблеме;

-проведение профилактической деятельности в М Д О У

Глава 1. Плоскостопие, причины плоскостопия

Плоскостопие – это результат перераспределения нагрузки на мышцы. Характер плоскостопия зависит от места провисания свода стопы и подразделяется на продольное, поперечное и продольно — поперечное.

Своды стопы удерживаются мышцами и сухожилиями стопы и голени, но при функциональных нарушениях связки могут постепенно растягиваться и терять упругость. Соединительная ткань, из которой построены хрящи и связки, становится мягкой и менее упругой, а это вызывает ускоренный износ не только костной системы стопы, но и всего опорно-двигательного аппарата.

Причины развития плоскостопия – как врождённые, так и приобретённые. К наследственной предрасположенности к плоскостопию относится дисплазия стопы, варикозное расширение вен, хронические заболевания, врождённая неполноценность мышечно-связочного аппарата. Приобретённое плоскостопие вызвано малоподвижным образом жизни, работой, связанной с длительным пребыванием на ногах или переноской тяжестей. Длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к деформации стопы и пальцев и развитию плоскостопия. Идеальная обувь должна быть точно по ноге, нигде не давить и не натирать. Обувь должна быть лёгкой, а её подошва мягкой — гибкой, из упругого материала. Высота каблука не должна превышать 3 -4 сантиметра.

Развитие плоскостопия можно разделить на три этапа или стадии. На первой стадии возникает чувство усталости в ногах, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Стопа не редко отекает к вечеру. Происходит изменение походки, которая теряет свою пластичность.

На второй стадии развития плоскостопия боль распространяется не только на стопу, но и на голень с лодыжкой. Сами боли более сильные и частые. Походка изменяется в значительной степени.

На третьей стадии развития плоскостопия наблюдается резко выраженная деформация стопы. Стопы и голени на этой стадии почти всегда отёчны, а боль в стопах, голенях, коленях становится постоянным спутником. К этому добавляется боль в пояснице, головная боль. На этой стадии человеку трудно ходить, и без специальной, ортопедической обуви он вообще теряет способность самостоятельно передвигаться. Занятия спортом на этой стадии практически не возможны.

Возникает вопрос, как предупредить плоскостопие? И можно ли? Родители очень часто спрашивают, почему у одних оно есть у других его нет? Бытует мнение, будто в детском возрасте плоскостопие – закономерное явление. Это не верно.

Частая причина плоскостопия – неправильно подобранная обувь. Ботинки должны точно соответствовать размеру ноги – её полноте, ширине, длине. Трудно сказать, что вреднее для ребёнка – слишком тесная или наоборот чересчур свободная, на вырост. Везде: дома, в саду, на улице – дети должны носить специальную обувь с каблучком, и с задником, хорошо фиксирующим пятку. В чешках, кедах, предназначенных для занятий спортом нельзя ходить постоянно. Скошенный внутренний край трёт первый сустав большого пальца. Палец оттесняется в сторону и постепенно уходит за второй, стопа формируется не правильно. Узконосые туфли та же не годятся детям. Не нужно идти на поводу у своих принцесс покупая в столь юном возрасте туфельки на каблучках. А так же с очень узким носом. При пользовании такой обувью происходит перегрузка переднего отдела стопы. В области головок плюсневых костей не достаточно крепкие ещё связки не могут выдержать чрезмерную нагрузку, они перерастягиваются и ослабевают окончательно. В результате у девочек формируется так называемое поперечное плоскостопие с отклонением первого пальца стопы наружу.

Нужно стараться равномерно распределять нагрузки на мышцы, связки малыша. Непосильные тяжести, так же приводят к формированию плоской стопы, уплощению. С детства приучать ребёнка правильно сидеть за столом, ходить, не слишком широко разводя носки стоп, не шаркать ногами. Следить за размерами мебели. Неправильно подобранная, не по росту малыша мебель, так же приводит к проблеме плоскостопия. Учить расслаблять мышцы во время занятий, правильно ставить ноги под столом.

2. Диагностика плоскостопия

Наш детский сад, начиная свою работу в этом направлении, провёл диагностирование. Медицинским работником и воспитателями групп были осмотрены дети. Так же привлекли родителей, их попросили понаблюдать за походкой малыша, активностью, как быстро наступает утомляемость, поступают ли со стороны малыша жалобы на боли в ногах во время прогулок, перед сном. Затем, родители заполнили, составленную нами анкету. Некоторые прошли со своими детьми консультацию ортопеда. Вооружившись полученной информацией, и поддержкой родителей мы начали свою работу в данном направлении.

3. Профилактика плоскостопия в режимных моментах

Профилактическая работа, в нашем ДОУ проходит через все режимные моменты.

Каждое утро, после приёма, с детьми проводится подвижная игра, способствующая развитию двигательной активности, укреплению мышц. (смотреть приложение)

Утренняя гимнастика, которую проводит инструктор физо, согласно возрасту детей. (смотреть приложение)

Занятие по физической культуре проводит инструктор, на каждом из них используются упражнения по профилактике. (смотреть приложение)

Во время совместной продуктивной деятельности, воспитателями проводятся физминутки.

На прогулке так же организуются подвижные игры. (смотреть приложение)

По окончанию сон часа ребятам предлагается комплекс упражнений в кроватках, и самомассаж стоп.. (смотреть приложение)

Закаливание, в зависимости от сезона. (смотреть приложение)

4. Физическая культура – как профилактическое средство

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций человеческого организма. Одним из проявлений этих функций являются физические качества – быстрота, ловкость, сила, выносливость. Для того, чтобы развитие происходило, детям нужны комплексы физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование определённых качеств.

Для решения нашей проблемы были разработаны упражнения, направленные на укрепление мышц голени, стопы. Эти упражнения проводятся с детьми ежедневно по 15 – 20 минут. Этого времени достаточно для того, чтобы выработать у детей четкий стереотип действий, который, мы надеемся, они пронесут через всю жизнь.

5. Что такое закаливание? Как правильно его организовать?

Закаливать ребёнка – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители считают, что детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а наоборот, ослабляют его.

Детей обязательно надо закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учётом возрастных особенностей их развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением лёгких.

Эффект от закаливания может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к каждому ребёнку, постепенность и системность закаливания, а так же при положительном отношении к закаливанию самого малыша.

Что же такое индивидуальный подход к ребёнку? Это, прежде всего учёт его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу после выздоровления, когда организм ещё не может вырабатывать защитные реакции. Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.

Детей, которые всё время росли в тепличных условиях, мало бывали на свежем воздухе, ходили дома в тёплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливают с большей осторожностью, постепенно. Начинать все процедуры необходимо с изменения мнения родителей по данному вопросу, так как закаливание должно проходить параллельно – МДОУ с одной стороны, дом с другой, Или точнее сказать идти в ногу.

Не в коем случае нельзя начинать закаливать ребёнка, который только, что стал посещать детский сад. В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающею процедуру, если он не получал её ранее.

По-разному следует, подходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног прохладной водой, охотно бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если же у ребёнка преобладает возбуждение, то ему полезней успокаивающие процедуры, а если торможение – то возбуждающие.

Как уже было сказано ранее, проблема плоскостопия, очень актуальна в настоящее время. Но она ни чем не отличается от других актуальных проблем. Она требует к себе внимания, системности, подхода с двух сторон. С одной стороны – здоровая атмосфера в семье, позитивный настрой родителей. С другой стороны работа детского сада, направленная на формирование здоровьесберегающей компетентности педагогов и родителей. Нашим МДОУ, в течение прошедшего учебного года, решались поставленные задачи, с одной лишь целью сохранить здоровье воспитанников. Обеспечить детей всем необходимым для развития их двигательной активности, организовывать процессы развития физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, силы и т. д.

Наш коллектив будет продолжать работать в тесном контакте с семьями воспитанников, так как здоровые дети – это наше общее здоровое будущее.

2. Верещагин, Л. И. Оздоровительный бег/ Л. И. Верещагин. -Л., 1990, — 56с.

5. Девятова, М. В. Берегите спину/ М. В. Девятова. – С-П., 1991.

6. Духлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях[текст]/ Д. В. Хухлаева. – М., 1994.-5-6с.

Анкета для родителей

2. Жалуется ли ваш ребёнок на усталость ног? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?

3. Жалуется ли ваш ребёнок на боли в ногах, спине? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?

4. Как быстро засыпает, спокойно ли спит? ___

5. Умеет ли ваш ребёнок прыгать, пружиня при приземлении? ___

6. Как ходит ваш ребёнок (широко расставляя ноги, носки повёрнуты внутрь, носки повёрнуты наружу). Подчеркните нужное.

7. Походка вашего ребёнка пластична или он во время ходьбы, бега как бы переваливается из стороны в сторону, с ноги на ногу? ___

Закаливать ребёнка – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители считают, что детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а наоборот, ослабляют его.

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу после выздоровления, когда организм ещё не может вырабатывать защитные реакции.

Детей, которые всё время росли в тепличных условиях, мало бывали на свежем воздухе, ходили дома в тёплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливают с большей осторожностью, постепенно.

Самая доступная процедура – закаливание воздухом. Чаще проветривайте комнату, поддерживайте в ней температуру 20 – 22 .

Откройте форточку или окно. Посмотрите на настенный термометр. После того как температура снизилась на 1 -2, закончите проветривание. Постепенно увеличивайте время проветривания.

Очень полезны воздушные ванны. Не торопитесь одевать ребёнка после пробуждения, позвольте ему в нижнем белье сделать утреннюю гимнастику, умыться, почистить зубы. Форточки могут оставаться открытыми, но не должно быть сквозняков.

Закаливание водой так же полезно, но и его начинают со слабых воздействий. Для начала – обтирания рук и ног полотенцем смоченным в воде 28. Спустя неделю температуру воды снижают на 1 -2, через каждые два дня. Конечная температура 18 -20. После обтирания влажным полотенцем, быстро растирают кожу малыша сухим полотенцем, в направлении от пальцев к туловищу. Массируют до появления умеренного покраснения кожи.

Обливание оказывает более сильное воздействие. При местном обливании воздействию подвергаются только руки и ноги в течении 30 секунд. Температура воды так же постепенно снижается от 28 – 18 – 16. Затем так же обязательно растереть сухим полотенцем. Эту процедуру лучше проводить после пробуждения малыша, так как ноги после сна тёплые. Обливание холодных ног не имеет ни какого смысла, так как сосудистая реакция возникает только тогда, когда разница между температурой кожи и воды в несколько градусов. Иногда обливание заменяют топтанием в тазу с водой в течении нескольких минут или перешагиванием из таза в таз с водой контрастной температуры.

Любое закаливание должно приносить ребёнку радость. Перед началом процедур постарайтесь вызвать у малыша радостное ожидание. Только так и не иначе. Только при хорошем настроении малыша. Если же ребёнок чем-то расстроен, капризничает, то лучше процедуру перенести на другое время или совсем не проводить.

Для диагностики плоскостопия применяются различные методы. Среди них есть подометрический метод Фриндлянда, который заключается в проведении измерений определенных показателей стопы. Кроме этого метода, существует также метод плантографии, который заключается в том, что на особой бумаге оставляют отпечатки стопы.

Но наиболее точный метод – это рентгенография. Она выполняется под нагрузкой. Далее по результатам рентгенографии выполняются необходимые расчеты, а кроме того, выявляются изменения костной структуры, патология суставов стопы.

При статическом плоскостопии на ноге отмечаются болевые участки:

• на тыле подошвы, в центре свода и у внутреннего края пятки

• на тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной кости

• под внутренней и наружной лодыжками

• между головками предплюсневых костей

• в мышцах голени вследствие их перегрузки

• в коленном и тазобедренном суставе

• в бедре из-за перенапряжения широкой фасции

• в области поясницы на почве компенсаторного лордоза

Боли усиливаются к вечеру после длительного пребывания на ногах и ослабевают после отдыха. Нередко стопы становятся пастозными (тестообразная отечность, а также появляется отечность в области наружной лодыжки.

Для выраженного плоскостопия типичны следующие признаки:

• стопа удлинена и расширена в средней части

• продольный свод стопы опущен

• стопа немного смотрит кнутри, а ладьевидная кость обрисовывается сквозь кожу

• походка неуклюжая носки стоп сильно разведены в стороны

Массаж является прекрасным лечебным средством при плоскостопии.

Он уменьшает боли, улучшает лимфо- и кровообращение, укрепляет ослабленные мышцы.

Массаж начинают с передне-латеральной группы мышц голени и тыла стопы. Здесь применяют лёгкий массаж, состоящий из лёгкого поглаживания и лёгкого растирания. Вначале проводят подготовительный массаж, состоящий из следующих массажных приёмов:

1. Обхватывающее непрерывистое поглаживание обеими руками (начинают от основания пальцев стопы и заканчивают у коленного сустава).2. Попеременное растирание на той же поверхности. 3. Поглаживание. 4. Спиралевидное растирание четырьмя пальцами (приём выполняют одновременно двумя руками).5. Обхватывающее непрерывистое поглаживание. Затем на передне-латеральной группе мышц голени применяют:1. Отглаживание двумя большими пальцами от голеностопного сустава до головки малоберцовой кости. 2. Спиралевидное растирание одним большим пальцем. 3. Отглаживание двумя большими пальцами. Заканчивают массаж этой поверхности общим обхватывающим непрерывистым поглаживанием. После этого применяют более глубокий массаж задней группы мышц голени. Он состоит из следующих приёмов:1. Обхватывающее непрерывистое поглаживание от пятки до подколенной ямки. 2. Попеременное растирание. 3. Обхватывающее прерывистое поглаживание без перекрытия. 4. Спиралевидное растирание четырьмя пальцами одновременно обеими руками. 5. Обхватывающее прерывистое поглаживание с перекрытием. 6. Продольное прерывистое разминание. 7. Обхватывающее раздельно-последовательное поглаживание. 8. Поперечное непрерывистое или прерывистое разминание. 9. Крестообразное поглаживание. 10. Рубление. 11. Обхватывающее непрерывистое поглаживание. Затем переходят к массажу подошвы, где применяют:1. Плоскостное поглаживание ладонью от основания пальцев к пятке. 2. Спиралевидное глубокое растирание четырьмя пальцами. 3. Гребнеобразное поглаживание. 4. Гребнеобразное растирание. 5. Гребнеобразное поглаживание. 6. Отглаживание большим пальцем межкостных мышц. 7. Спиралевидное растирание межкостных мышц одним большим пальцем. 8. Отглаживание. 9. Надавливание большим пальцем. 10. Отглаживание большим пальцем. Со стороны подошвы тщательно растирают большим пальцем головки плюсневых костей и мягкие ткани между ними, а также сильно растирают большим пальцем по краю пятки. Необходимо достаточно сильно массировать мышцы возвышения большого пальца. На этих мышцах применяют:1. Щипцеобразное поглаживание. 2. Глубокое спиралевидное растирание одним большим пальцем. 3. Щипцеобразное поглаживание. 4. Щипцеобразное разминание. 5. Щипцеобразное поглаживание. Перед массажем стопы и голени полезно применять тепловую процедуру. Массаж продолжается 15-20 минут ежедневно. Курс массажа состоит из двадцати- двадцати пяти процедур. Курсы массажа регулярно повторяют через один-полтора месяца. Для получения стойкого лечебного результата необходимо провести не менее трёх-четырёх курсов.

Комплексы гимнастик после пробуждения

Мы братья головастики

(лёжа на спине, сгибаем, разгибаем ноги, руки)

(стоя на четвереньках, опускаемся и поднимаемся)

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей.

Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
kons.ploskostopie_vospit.2016g_noyabr.docx 21.79 КБ
profilaktika_ploskostopiya_v_detskom_sadu.pptx 2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Подготовила инструктор по ФК

Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало, то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болями в спине и шейном отделе, артритом, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия самого раннего детства.

Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.

Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

Различают продольное и поперечное плоскостопие.

Поперечное плоскостопие — это когда передний отдел стопы распластан, и это является одной из причин искривления пальцев ноги.
Продольное плоскостопие-это отсутствие внутреннего продольного подъема стопы, из-за этого стопа полностью лежит на внутреннем крае, при этом отклоняясь во внешнюю сторону.

  1. Раннее вставание и ходьба;
  2. Избыточный вес;
  3. Генетическая предрасположенность;
  4. Травмы стопы;
  5. Длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;
  6. Плохо подобранная обувь;
  7. Перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);
  8. Недостаточная или избыточная физическая нагрузка.

Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Гигиенические факторы- это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы. Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм), искусственно поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.

Природно-оздоровительные факторы- хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей. Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.

Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:

— соблюдать профилактику плоскостопия;

— проводить закаливание детей;

— подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными;

— учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.

Эти упражнения проводятся босиком в комфортной для ребёнка обстановке и не требуют использования специфического оборудования. Их можно использовать, как компонент оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном, перед прогулкой, приёмом пищи) иди в качестве индивидуальных заданий. Многие игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.

Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Оборудование : крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.

Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.

Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Оборудование: кубики.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

Оборудование: пуговицы разного размера.

Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.

Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

Выполнение : пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Оборудование : обруч, поролоновые палочки.

Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Оборудование: палочки дл. 20 см.

Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.

Подписи к слайдам:

Профилактика плоскостопия в детском саду Подготовила инструктор по ФК Лотоцкая Н.В.

Что такое плоскостопие? Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

Причины плоскостопия у детей лишний вес; рахит; травмы стопы; врожденная слабость мышц и связок стопы; паралич мышц ног.

Признаки плоскостопия быстрая утомляемость ног; к вечеру возможное появление отека стоп, которого не будет утром; ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах; быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы; ребенок ходит с широко наставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы; стопа имеет неправильную форму или становится шире; врастание ногтей пальцев ног в кожу; искривление пальцев ног; появление мозолей.

10 факторов развития плоскостопия Недоразвитие мышц стопы; Слабость мышечно-связочного аппарата стопы, может быть в результате рахита; Большие физические нагрузки; Излишний вес; Длительное пребывание в постели (в результате болезни); Ношение неправильно подобранной обуви; Косолапость; Х-образная форма ножек; Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки; Наследственная предрасположенность.

Упражнения по профилактике плоскостопия Ходьба: на месте, не отрывая носки от пола; на носках, в приседе на носках, в полуприседе ; на пятках; перекатом с пятки на носок; на внешней стороне стопы; приставным шагом по: -обручу -палке, веревке, канату -ребристой дорожке по кочкам; по ребристой дорожке, по упаковке от яиц; по сенсорным дорожкам (в группе); на ходунках. Прокатывание предметов ногами(подошвами): на счетах; игольчатых мячиков; палочек; мелких шариков. Собирание пальцами ног: шишек; мелких игрушек (от Киндера). Самомассаж : ежиками; шишками.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Желаем всем здоровья!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель опыта: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи опыта: 1. .

Причины плоскостопия, диагностика, профилактика, специальные упражнения, самомассаж, примерный комплекс гимнастики.

Возраст:3 года -7 летПлоскостопие у детей.

2 слайд Плоскостопие — это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением коо.

Конспект НОД «Профилактика плоскостопия в детском саду».

Очень хочется, чтобы наше подрастающее поколение росло здоровым и сильным.

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все эт.

Читайте также:
Читайте также:  Поперечное плоскостопие лечение в домашних условиях
Adblock
detector