Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_ploskostopiya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Плоскостопие — это заболевание опорно-двигательного аппарата человека, которое характеризуется изменением или деформацией формы стопы.

Плоскостопие может быть врождённым или же приобретённым. Врождённое выявляется на первом осмотре малыша врачом-ортопедом. В 3 месяца визит к ортопеду следует повторить, чтобы исключить признаки рахита, который бывает связан с плоскостопием. Когда малышу исполнится год, проводится ещё один осмотр. Если всё в порядке, следующий визит откладывается до 3 лет.

Симптомы. На что следует обратить внимание, чтобы вовремя предотвратить сильную деформацию стоп?

• Тревожным признаком является изношенность обуви с внутренней стороны. Проверьте несколько старых пар обуви: если подошва стерта у внутреннего края, возможно, следует проконсультироваться с врачом-ортопедом.

• Также симптомами плоскостопия бывают быстрая утомляемость при пеших прогулках, усталость и боль в ногах, отечность и появление судорог. При плоскостопии отекают не только стопы, но и лодыжки. Женщинам становится очень сложно ходить на каблуках. Из-за удлинения стопы старая обувь становится мала, приходится покупать туфли большего размера.

• Могут появиться боли в пояснице, коленях, бедрах,. Походка и осанка становятся неправильными, неестественными. Иногда плоскостопие способствует появлению вросшего ногтя.

Факторы риска развития плоскостопия у детей.

1) Наследственность. Если в семье у кого-то из родственников было плоскостопие, болели ноги, то опасность возрастает. Возможно врожденное плоскостопие в результате пороков развития, поэтому всех детей в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, 1 года обязательно нужно показать врачу-ортопеду для исключения различных врожденных дефектов развития, в том числе и плоскостопия.

3) Ношение неправильно подобранной обуви (узкой, широкой, совсем без каблука) тоже нанесет вред. Многие девочки-подростки так любят шпильки! А через несколько месяцев обращаются к ортопеду не только с болями в стопах, но и с болью в коленках.

4) Поднятие тяжестей или длительные нагрузки на ноги. Мальчишки иногда посещают спортивные секции, не задумываясь о последствиях. Прежде чем отдавать своего сына на растерзание тренера, обратитесь к врачу. Если ребенок здоров, тогда все нормально.

5) Перенесенная травма стоп.

• Для ранней стадии характерно развитие несостоятельности связочного аппарата. При этом стопа не деформируется, но связки растягиваются, вследствие чего человек чувствует боль. Неприятные ощущения возникают в основном после длительных прогулок или вечером, после рабочего дня. Обычно для снятия боли достаточно отдыха.

• Слабовыраженное плоскостопие (первая степень) характеризируется чувством усталости в ногах, появляющимся после физических нагрузок. Также может наблюдаться снижение пластичности походки, отечность ног. Если надавить на стопу, человек почувствует боль.

• Комбинированное плоскостопие (вторая степень) проявляется в уплощении стопы: своды исчезают, стопа становится явно плоской. Усиливаются и учащаются боли в стопах. Часто они могут распространяться вплоть до коленных суставов. Ходьба значительно затруднена.

• Резко выраженное плоскостопие (третья степень) становится частой причиной обращения больного человека к доктору. Отмечается сильная боль в стопах и голенях, отечность ног, головная боль и боль в пояснице. На данной стадии заболевания человек не может заниматься спортом, его трудоспособность заметно снижена и даже спокойные медленные пешие прогулки проходят с трудом. Для передвижения человеку необходимо заменить обычную обувь на ортопедическую.

Подбираем ребёнку правильную обувь.

Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь. Обувь ребенка должна иметь жесткий задник, фиксирующий пятку, небольшой каблучок высотой полсантиметра (не больше и не меньше) и стельку с небольшим упругим утолщением (супинатором) на внутренней стороне стопы.

Обувь должна прочно сидеть на ноге (лучше, если будет фиксироваться шнуровкой, быть ребенку по размеру

Профилактический супинатор должен быть в обуви каждого ребенка, даже не имеющего нарушений формирования стопы. Если уже имеются нарушения формирования стопы, можно изготовить ортопедическую обувь на заказ.

Лечение плоскостопия, прежде всего, подразумевает укрепление тех мышц, которые поддерживают свод стопы. Для этого существуют различные варианты, которые можно использовать дома:

1) Укрепление организма, закаливание.

Естественный контакт стопы с землей обеспечивает массаж множества активных точек, расположенных на поверхности стопы. В результате не только укрепляются мышцы стопы, но и весь организм в целом.

Особенно полезно ходить босиком по песку или гальке, по неровной поверхности земли (пригоркам, а также по бревнам.

Плавание также относится к данному виду укрепления мышц стопы, особенно использование стиля кроль. Гребля ногой, которая активно используется при этом виде плавания, также способствует укреплению мышц стопы.

2) Занятия физической культурой.

Тем не менее, следует помнить, что при тяжелых клинических проявлениях болезни (таких, как боли и отеки) некоторые физические упражнения вызывают непосильную нагрузку на стопы.

В таком случае необходимо избегать таких спортивных упражнений, как беговые коньки, лыжный ход. Легкие же упражнения будут в любом случае полезны, поскольку способствуют укреплению организма.

Помимо занятий спортом, необходимо приучить себя к ежедневному выполнению комплекса упражнений.

• На внешней и внутренней стороне стопы

• Перекатом с пятки на носок

• С поджатыми и поднятыми пальцами

• По бревну боком

• Вверх и вниз по наклонной доске на носках

• По неровной поверхности (по дорожке здоровья, по массажным коврикам – покупным и сделанным своими руками)

• Сгибание и разгибание стоп

• Сгибание и разгибание пальцев

• Круговые движения стопами

• Разведение и сведение пяток, не отрывая носки от пола

• Отрывание от пола пяток

• Отрывание от пола носков

• Поднимание одной ноги, выпрямление, носок тянуть

• Поднимание обеих ног, выпрямление

• Соединение подошв стоп (колени согнутые -> колени разгибать)

• Поджать пальцы ног, зафиксировать положение

• Поджать пальцы ног, поставить на наружный свод стопы, зафиксировать

• Стопой одной ноги провести по голени другой вверх до колена и вниз

• Скольжение стопой вперёд и назад с помощью пальцев

Сидя на стуле с предметами:

• Катание гимнастической палки или гимнастического массажного валика вдоль стоп

• Катание малого или твёрдого мяча с шипами (по часовой и против часовой стрелки, вдоль стоп вверх и вниз по внешней и внутренней стороне стопы, одна нога при этом делает, а другая стоит на месте)

• Захват мяча среднего размера стопами, и поднятие его до уровня колен

• Собирание ткани в складки пальцами ног

• Захватывание и перекладывание пальцами ног мелкие предметы (карандаш, мелкие игрушки, губку, камни, крышки и т. д.)

• Рисование карандашом, зажатым между пальцами на листе бумаги

Также эффективны и интересны для детей захват пальцами ног мелких предметов и перекладавание их в сторону и обратно.

Каждое упражнение выполнять не менее 10 раз, переходя до 1 минуты и более. Выполнять каждый день и несколько раз в день. Только тогда будет эффект.

Плоскостопие многим кажется простым заболеванием, но на самом деле это довольно серьезная и быстро прогрессирующая патология, сложно поддающаяся лечению. Полностью вылечить ее можно лишь в детском возрасте, а у взрослых лечение направлено на замедление развития болезни в более тяжелые стадии. Чем раньше обнаружено плоскостопие, тем более благоприятным будет его лечение и коррекция.

Важно не лениться и заниматься как можно чаще. Все в ваших руках!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это информация для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия у детей. Здесь предложены упражнения, предупреждающие плоскостопие, а так же упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода сто.

Доклад «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в режимных моментах». Работа по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста прходит через все режимные моменты: — утре.

Работа по профилактике плоскостопия у детей в условиях доу должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физ.

Доказано, что каждый внутренний орган связан с наружными покровами организма рефлекторными путями. На стопе, как на распределительном щите, сходятся проекционные зоны всех органов и систем. Надавливая.

Чтобы ваш ребенок не приобрел плоскостопие, нужно тщательно подбирать обувь, которую будет носить ребенок. Ребенок не должен донашивать чужую обувь: разношенная колодка чужой обуви неправильно р.

Игры и упражнения, которые спосообствуют развитию внимания, воображения, мышления и профилактике плоскостопия у детей.

татьяна шаповалова
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки, изменения положения таза, затруднения походки. Все это негативно влияет на общее самочувствие ребенка: снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение, вызывает головные боли, нервозность, рассеянность, быструю утомляемость. Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей.

Причинами плоскостопия являются: врожденная патология (11,5% от всех дефектов стопы, перенесенный рахит, заболевания нервной системы (параличи, парезы нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие, травмы стоп (переломы костей стопы, лодыжек, раны с повреждением нервов, сухожилий, мышц, частые или длительные заболевания, наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни) и неадекватная статическая нагрузка, например, ношение нерациональной обуви детьми с нарушением мышечного тонуса и повышенной эластичностью сумочносвязочного аппарата. Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – получением отпечатков стоп. Для этого используют плантограф, рамку с натянутой на нее непромокаемой тканью, с нижней стороны смазанную краской. Обследуемый встает на плантограф с равномерной нагрузкой на обе ноги. Исследуемую стопу обводят. Иногда между 3 и 4 пальцами на уровне головок плюсневых костей ставят точку. На плантограмме соединяют эту точку с центром пятки. Полученная линия является границей грузового и рессорного сводов. В норме грузовой свод закрашен, рессорный – свободен.

Предупреждением плоскостопия надо заниматься с раннего возраста, т. к. именно в детском возрасте, первые 7 лет, формирование сводов стоп идет наиболее интенсивно. В коррекции различных видов плоскостопия преобладают функциональные методы лечения, среди которых лечебная физическая культура занимает ведущее место. Задачи лечебной гимнастики: развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонуса трехглавой мышцы голени; укрепление сумочносвязочного аппарата и увеличение подвижности суставов стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений. Наибольший эффект оказывают специальные корригирующие упражнения, для развития и укрепления мышц голени, стопы и пальцев, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна. Эффективность лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания – специальной обуви и ортопедических стелек.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; во время бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы не наблюдается; походка их напряженная, неуклюжая. В старшем возрасте плоскостопие или недостаточность развития стопы может быть серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Важно соблюдение правил гигиены стопы, разумно сконструированная и правильно используемая обувь.

Правила гигиены стопы:

— уход за кожей (ежедневные гигиенические ванночки с детским мылом, содой при температуре воды +36-37);

— ногтями (ногти следует подрезать раз в неделю; линия ногтя должна быть прямой, а не овальной, иначе ноготь может врасти в кожу);

— правильный подбор чулок, носков и обуви.

Чулки должны соответствовать размеру стопы. Рекомендуется носить чулки, хорошо пропускающие воздух и впитывающие пот. Лучше всего соответствуют этим требованиям хлопчатобумажные и шерстяные изделия. Детям, страдающим повышенной потливостью, кожными заболеваниями, ревматизмом, чулки и носки из синтетических волокон носить вовсе не рекомендуется.

Теперь об обуви.

У мальчиков и девочек ежегодный прирост стопы (до 7 лет включительно) составляет в среднем 11 мм.

Правильно менять обувь раз в 6 месяцев и учитывать при этом не только размер, но и полноту.

Основное назначение обуви для детей первого года жизни – утеплять стопы. Вот почему пинетки шьют из мягких материалов.

Детям от 1 до 2 лет требуется обувь с более прочной подошвой и носком. Еще большая прочность подошвы и носка в обуви детей от 2 до 7 лет. В этом возрасте стопы мальчиков и девочек не имеют больших различий, и поэтому внутренняя форма и размеры обуви для них одинаковы.

Детскую обувь рекомендуется изготовлять из кожи. Кроме кожи, для верха обуви используются ткани текстильные, шерстяные и мех. Обувь должна быть устойчивой, обязательно с задником и удобно закрепляться на ноге (шнурками, чрезподъемными ремнями, пуговицами, «молнией»); задник — достаточно устойчивым и не допускать скольжения стопы, низ обуви на уровне пучков (плюснефаланговых суставов и корня пальцев)— эластичным.

Уменьшение жесткости подошвы обеспечивает равномерное распределение нагрузки по всей площади опоры и правильный режим движения стопы.

По весу обувь должна быть максимально легкой, такой, чтоб не перегружать стопу своим весом. Тяжелая обувь затрудняет передвижение, увеличивает расход энергии, приводит к утомлению.

Для детской обуви необходим каблук. Каблук, искусственно повышая свод стопы, предупреждает плоскостопие, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви. Высота каблука обуви для дошкольников от 5 до 10 мм (вместе с толщиной подошвы). Стелька должна иметь прямой внутренний край, учитывая лучевую форму детской стопы.

Обувь подбирают не только по размеру (длине) и полноте (окружности, но и с учетом сезона и назначения. Таким образом, размер обуви должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стопы. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной.

Упражнения для коррекции стопы

Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.

1. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.

2. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

3. Ходьба по палке.

4. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

5. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.

6. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

7. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.

8. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

9. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Упражнения для профилактики плоскостопия

1. И. п.: сидя на стуле, ноги слегка расставлены. Поочередное поднимание носков и пяток (6-8 раз).

2. И. п.: то же, но ноги вместе, согнуты под прямым углом. 1- активно согнуть пальцы ног (посмотреть, насколько уменьшилась длина стопы); 2- вернуться в и. п.

3. И. п.: то же. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитировать подгребание ими песка (6-8 раз).

4. И. п.: то же, но ноги выпрямить и слегка приподнять. Повороты и вращения стопы с предельно согнутыми пальцами (8-10 раз).

5. Упражнение «Веселые ножки».

Дети сидят на стульях, руки на поясе. 1- выставить правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме (носок смотрит вверх, 2 — выпрямить подъем и коснуться пола концами пальцев; 3 — ногу на пятку; 4- приставить ногу. То же другой ногой. Следить, чтобы при выставлении ноги на носок дети не поворачивали ступню внутрь (не косолапили). Спину и голову держать прямо (4-8 раз).

6. И. п.: сидя на стуле (или стоя). Катание ногой маленького мяча, гимнастической палки, чурбанчика и др. (по 10-15 сек. каждой ногой).

7. И. п.: то же, но между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6-8 раз).

8. И. п.: сидя на стуле, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении – 5-10 сек. То же другой ногой. (Можно проводить в форме соревнования: кто продержит дольше.)

9. И. п.: упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз).

10. И. п.: то же. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же с другой ноги (6-8 раз).

11. И. п.: лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (пронация и супинация).

12. И. п.: то же. 1- согнуть левую ногу, носок активно взять на себя; 2- и. п. 3-4- то же другой ногой (8-10 раз).

13. И. п.: стоя на коленях, руки на поясе. 1-2-сед на пятки. 3- 4 – и. п. (6-8 раз).

14. И. п.: стоя руки на поясе. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола (15-20 сек.).

15. И. п.: то же. Перекаты с пяток на носки и обратно (8-10 раз).

16. И. п.: стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с «подошвенным сгибанием» стопы (15 сек.).

17. Ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок (15-20 сек).

18. Ходьба с согнутыми пальцами ног (10 сек).

19. И. п.: о. с. 1-4- четыре шага на носках, руки вверх (смотреть на руки). 5-8-четыре шага в полуприседе (приседе, руки на поясе (игра «Великаны- карлики») 4-8 раз.

20. Ходьба с прямой постановкой стоп с фиксированным перекатом с пятки на носок по узкому коридору, размеченному на полу.

21. Ходьба по ребристой доске.

22. Ходьба боковым приставным шагом по канату. То же по узкой стороне скамейки (упражнение для детей старшего дошкольного возраста).

23. Ходьба по лежащей лесенке с захватыванием ее перекладины пальцами ног.

24. Ходьба крадучись (бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню.

25. Перешагивание через набивные мячи, гимнастические палки, кубики.

26. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед (бесшумно, на носках).

27. Упражнение «Воробей». Дети выполняют три пружинистых подскока, четвертый энергичный подскок – вверх, руки в стороны. Повторить 4-6 раз.

28. Спрыгивание с невысоких предметов, приземляясь на носки с переходом на всю ступню, эластично сгибая ноги в коленях (высота для младших школьников 10-15 см, детей 4-5 лет-20-25 см, для старших дошкольников- 30-35 см).

29. То же, но спрыгивание в круг с последующим энергичным выпрыгиванием из него.

30. Балансирование на набивном мяче (для старшего дошкольного возраста).

31. Стоя на набивном мяче, переступая ногами, передвигаться вперед (для старшего дошкольного возраста).

32. Захват мелких предметов (камушков, шишек, специально приготовленных для этой цели кубиков и т. д.) пальцами ног с последующим броском. Это упражнение интересно проводить в форме соревнования.

И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

И. п. – то же. Поднять внутренние своды, опереться на наружные края стоп, вернуться в и. п.

И. п. – то же. Ползающие движения стоп с помощью пальцев.

И. п. сидя, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперед. Оттягиваем носки ног поочередно.

И. п. – стоя ноги вместе, руки на пояс. Выставить правую ногу вперед на пятку, покачать носом вправо-влево, приставить ногу, то же левой ногой.

И. п. – то же. Правую ногу вперед — в сторону на пятку, на носок, на пятку, с притопом приставить. То же с левой ноги.

И. п. – то же. 1-2 — поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх. 3-4 – поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.

И. п. – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. Пятки врозь, носки врозь, скользящим движением перемещаться вправо, затем влево.

И. п. – стоя, пятки, носки вместе. Приподнимаем носки, переносим вправо, затем пятки, продвигаясь вправо, затем влево.

И. п. – то же. Шаг левой ногой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед, встать на правый носок скрестно за левой (на 4 счета). То же в другую сторону.

В целях повышения интереса у детей к двигательной деятельности лечебного характера в связи с её однообразием, рекомендуется использовать музыкальное сопровождение и различные предметы.

Упражнения выполняются на удобном мягком коврике.

— две игольчатые полусферы;

— обруч или швабра;

— тряпочка или полотенце;

— мелкие предметы (игрушки, карандаши и т. д.);

1. Ходьба на носках. Руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.

2. Ходьба на наружном своде стоп, руки на поясе, пальцы на ногах согнуты, ноги в коленях не сгибать.

3. Перекаты с пятки на носок, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.

4. Перекаты с пятки на носок на наружном своде стопы, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.

5. Прыжки на двух ногах на наружном своде стопы, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.

Ходьба по полусферам: одной ногой, другой, 2-мя поочередно, с высоким подниманием колен.

Упражнения с палкой

— ходьба боковым приставным шагом на переднем своде стопы, на средней части стопы; елочкой.

Упражнения из и. п. сидя на стуле

1. Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимально отрывать стопы от пола.

2. Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимальное сгибание пальцев (10-12 раз).

3. Ноги вертикально, стопы параллельно. Сгибаем пальцы, поворачивая стопы вовнутрь.

4. Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимальное поворачивание стоп друг к другу.

5. С мелкими предметами. Ноги вертикально, стопы параллельно. Перенос предметов одной ногой, др. остается неподвижной.

6. Ноги вертикально, стопы параллельно. Захват пальцами платка или тряпочки сначала одной ногой, потом одновременно.

7. Ноги вертикально, стопы параллельно. Поглаживание одной ногой другую от стопы к колену.

8. С игольчатыми мячами. Ноги вертикально, стопы параллельно. Круговые вращения, движения вперед-назад одной ногой затем другой.

9. Ноги вертикально, стопы параллельно. Захват стопами полусферы или мяча, поднять – опустить.

10. Ноги вертикально, стопы параллельно. Раскатывание палки 2-мя ногами одновременно вперед-назад.

1. Голинская М. С., Носова Н. Г., Конторович А. Е. Принципы профилактики прогрессирования плоскостопия у детей и подростков // мед. помощь. -2003.-№5.- с. 41-45

2. Крамаренко Г. Как ухаживать за стопами детей дошкольного возраста //Д/В. -1976.- №6.- с. 38-39

3. Кузнецова М. Двигательная активность детей. Плоскостопие //Д/В. -1993.-№ 9.- с. 31-33

4. Саркисян А., Овакимян Г. Детское плоскостопие и косолапость //Д/В. -1991.-№7.- с. 19-25

5. Сергееня И. Профилактика плоскостопия // Д/В. -1985.-№6.-с. 58-60

6. Сулимцев Т., Шанина Т. Выявление и профилактика плоскостопия у дошкольников //Д/В. -1986.-№6.- с. 13-14

7. Чабовская А. П., Голубев В. В., Егорова Т. И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста// М.: Просвещение, 1987.-с. 65-66

8. Шаркова О. Пятки вместе, носки врозь //Семейный лекарь. -2003.-№10 (62). — с. 14

Профилактика плоскостопия в домашних условиях Профилактика плоскостопия в домашних условиях. Рекомендации для родителей. Уважаемые родители! Одним из самых распространенных заболеваний.

Профилактика и коррекция плоскостопия Памятка для родителей дошкольников. Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физической культуры. Инструктор по физической культуре.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её.


Профилактика плоскостопия Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели. 1. Наши ножки укрепляем И по обручу шагаем. Бегаем, танцуем, Ножки тренируем. 2. Лежал ежик.


Профилактика плоскостопия у детей Профилактика плоскостопия у детей Профилактика плоскостопия у детей начинается уже с первого года жизни. В этом возрасте она будет заключаться.


Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии развития, ее формирование еще не завершено, а организм отличается большой пластичностью,.

Плоскостопие у детей разного возраста связано с ослаблением мышц и сухожилий стоп. Вследствие этого страдают суставы и связки, нарушается амортизация, которая необходима для правильного распределения массы тела и давления на ноги при хождении. Основную нагрузку во время движения принимают на себя кости пальцев, предплюсны и плюсны, которые участвуют в формировании правильного свода. Если ослабляются продольные или поперечные связки, которые придают стопе правильную форму, происходит ее уплощение, у ребенка диагностируется плоскостопие.

Причины возникновения плоскостопия у детей

Деформация свода стоп бывает врожденной как следствие наличия генетических аномалий и приобретенной. В первом случае болезнь ребенка сопровождается нарушениями в функционировании опорно-двигательного аппарата. Детское приобретенное плоскостопие — результат наличия:

  • Травм костей предплюсны и лодыжек, разрыва сухожилий и связок стоп;
  • Рахита — дефицита витамина D;
  • Паралича мышц стопы и голени;
  • Длительных статических нагрузок на ноги;
  • Избыточного веса;
  • Ношения неудобной и неудачно подобранной обуви.

У малышей до 2-х лет плоскостопие является нормой. Правильная с анатомической точки зрения формы стопа формируется при активном хождении. В этом возрасте и в 3-4 года углубление свода стопы может быть заполнено жировой тканью, что затрудняет диагностику заболевания.

В зависимости от степени деформации плоскостопие бывает слабовыраженным без изменения формы стопы (I степени), комбинированным с очевидным ослаблением сводов (II степени) и резко выраженным, сопровождающимся артритами, артрозами и сколиозом (III степени).

Симптомы наличия плоскостопия у ребенка

Ребенок может жаловаться на усталость от хождения и боль в ногах при незначительных для его возраста физических нагрузках. У малыша может нарушаться осанка, меняться установка стоп и начинает стираться по внутреннему краю обувной каблук. При плоскостопии III степени ребенок начинаю хромать, жаловаться на боль в спине.

Деформация стопы определяется визуально. В зависимости от типа изменений свода плоскостопие бывает

  • Продольным, сопровождающееся ослаблением связок по внутреннему краю подошвы ног от пятки до большого пальца;
  • Поперечным, при котором отсутствует арка у основания пальцев в местах окончания костей плюсны.

Родители в домашних условиях могут самостоятельно определить наличие деформации стоп у ребенка. Для этого малыш оставляет отпечатки подошвы ног на ровной поверхности. Мокрый след должен иметь значительный пробел по внутреннему краю. При любых отклонениях и жалобах ребенка на боль в ногах следует обратиться за консультацией к врачу.

Лечение и профилактика плоскостопия у детей

Организм ребенка находится в состоянии роста и постоянно меняется, поэтому шансы удачной корректировки строения стопы достаточно велики. Плоскостопие у детей, диагностированное на ранних стадиях, поддается лечению. Для этого применяют консервативные методы воздействия без оперативного вмешательства. Необратимых изменений структуры нижних конечностей можно избежать. С этой целью детям назначают физиотерапевтические процедуры, некоторые из которых являются как лечением, так и профилактикой заболевания.

  1. ЛФК, гимнастика по методу Бубновского и массаж ног;
  2. Мануальная терапия;
  3. Физиотерапевтические процедуры — электрофорез, магнитотерапия, гидромассаж, ударно-волновая терапия и СМТ;
  4. Иглоукалывание;
  5. Герудотерапия;
  6. Прием контрастных ножных ванн, грязелечение.

Ортопед или хирург, как правило, назначают ношение ортопедических стелек. Обувные вкладыши могут быть как полноконтактыми, так и являться супинаторами или пронаторами, которые подкрадываются под пятку или передний отдел стопы. Стельки, как и ортопедическая обувь с поддерживающим стопу задником, приобретаются в специализированных отделах аптек и магазинов или изготавливаются индивидуально на заказ.

Вальгусное плоскостопие требует оперативного вмешательства — проведения операций по иссеченную сухожилия мышцы большого пальца, вживлению имплантов из титана и установки протезов.

К основным мерам профилактики плоскостопия относят использование в домашних условиях массажных ковриков — от хождения по ним у детей улучшается кровоснабжение и формируется необходимый подъем стопы. Для укрепления связок и сухожилий ног ребенку нужно чаще ходить босиком по рельефной поверхности, лазить по веревочному канату, регулярно выполнять определенные гимнастические упражнения. Для самостоятельного массажа стоп применяют валики и шарики, в целях профилактики развития плоскостопия используют напольный аппликатор.

В рационе питания у ребенка должно быть большое количество белков, которые принимают участие в формировании тканей организма, молочные и рыбные продукты для предупреждения возникновения дефицита Ca. У детей маленького возраста деформация структуры мышц и связок стопы возникает из-за рахита, потому родителям должны восполнять недостаток у малыша витамина D.

Необходимы профилактические осмотры ребенка хирургом и ортопедом в первый и шестой месяцы жизни, далее — ежегодно. Выполнение рекомендаций врачей поможет предотвратить развитие плоскостопия, вылечить его на ранних стадиях с помощью консервативных методов без операционного вмешательства.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Читайте также:
Читайте также:  Массаж при плоскостопии у детей в домашних условиях
Adblock
detector