Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

Татьяна Газарян
Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия.

1. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.

2. Укреплять здоровье детей, способствовать формированию правильной осанки, профилактика плоскостопия у детей.

3. Продолжать учить выполнять словесные указания педагога.

Комплекс

Игры и упражнения по профилактике и коррекции плоскостопия Упражнения и игры для профилактики и коррекции плоскостопия В лесу В роще вырос можжевельник, Переступают с ноги на ногу И в тени.

Комплекс оздоровительных упражнений для дошкольников Цель:формирование физически и психологически здоровой личности; предупреждение заболеваний у детей дошкольного возраста. Первый комплекс.

Комплекс упражнений с листом бумаги Комплекс ОРУ с листом бумаги (формат А 4) Исходное положение Выполнение Дозировка 1. И. п. – о. с. лист в вытянутых руках на уровне глаз.

Консультация для родителей по профилактике плоскостопия Симптомы. На что следует обратить внимание, чтобы вовремя предотвратить сильную деформацию стоп? • Тревожным признаком является изношенность.

Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровьесберегающих технологий Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровье сберегающих технологий в работе с детьми.

Проект оздоровительной работы с дошкольниками по профилактике нарушений осанки и коррекции плоскостопия Уважаемые коллеги. Для вашей оценки предлагаю разработку презентации по оздоровительной работе с детьми с 3-7 лет. Этот проект игровой,.

Оздоровительное занятие по профилактике нарушения осанки и плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Задачи: 1. Создание условий для формирования.

Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия Слайд 1 В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую.

Рекомендации для педагогов по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей в зимний период Предлагаю вам игры и упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста, а так как сейчас за нашими.

Как известно, в современной медицине всегда применяется комплексное лечение болезней в целом и плоскостопия в частности, так как ни один метод лечения, взятый отдельно, не может обеспечить выздоровление больного, полноценное восстановление его работоспособности и улучшения его состояния. Элементами комплексного лечения являются: лечебный режим, диетотерапия, медикаментозное лечение, физиотерапия, бальнеотерапия, механотерапия, психотерапия, лечебная физическая культура и др. То есть лечебная физкультура является лишь одним из многих средств лечения. Применяются также избирательно и специальные методы лечения: хирургические, рентгенотерапевтические и т.д.

Наиболее невыгодны исходные положения стоя и особенно стоя с развернутыми стопами, когда сила тяжести максимально приближена к внутреннему своду стопы. Во вводном периоде лечебного курса рекомендуется выполнять упражнения для мышц голени из облегчающих исходных положений в чередовании с расслаблением. Статическая нагрузка на мышцы голени и стопы противопоказана.

Специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими для всех мышечных групп. В этом периоде лечения необходимо добиться выравнивания тонуса мышц, удерживающих стопу в правильном положении, улучшения координации движений, повышения физической работоспособности больного. В основном периоде лечебного курса основная задача — достижение коррекции положения стопы и закрепление этого положения. С этой целью используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой, с сопротивлением, нагрузкой на стопы и с предметами — захват пальцами камешков, шариков, карандашей, перекладывание их, катание подошвами ног палки и т.п. При этом необходимо постоянно учитывать достигнутую коррекцию.

Для закрепления коррекции используются упражнения в специальных видах ходьбы — на носках, на пятках, на наружной поверхности стоп, с параллельной постановкой стоп. Для усиления корригирующего эффекта таких упражнений могут применяться некоторые пособия: ребристые доски, скошенные поверхности и т.п.

Все специальные упражнения следует проводить в сочетании с упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки, общеразвивающими упражнениями и в соответствии с возрастными особенностями. Благоприятные результаты лечения проявляются в уменьшении или полном исчезновении неприятных ощущений и болей при длительном стоянии и ходьбе, в нормализации походки и положения стоп. В исходном положении лежа на спине, следует выполнять следующие упражнения.

Имитация движений ног, как при езде на велосипеде, с одновременным оттягиванием носков и поворотом стопы вовнутрь. Выполнить 6-8 вращений, дыхание свободное. Фиксировать внимание на правильном положении стоп.

Скользящие попеременные движения стопы по голени другой ноги от голеностопного сустава до коленного и обратно. Выполнить 8-10 движений каждой ногой. Затем подошвенной поверхностью стопы пытаться

Попеременные движения прямых ног вверх-вниз (как при плавании кролем на спине). Носки оттянуты, стопы повернуты вовнутрь. Выполнить 2-3 серии с отдыхом между сериями, в каждой серии по 4-6 циклов.

Итак, упражнения выполняются в исходном положении лежа на спине следующим образом:

Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп с одновременным их супинированием.

Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движении — расслабление.

Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.

Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы

Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой, ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же, сменив положение

Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, “охватывая” голень. То же другой ногой. Из исходного положения сидя на высоком стуле, рекомендуем выполнять следующие упражнения.

Читайте также:  Передается ли плоскостопие по наследству

Качание ногой вперед-назад за счет движения в коленных суставах. Носки оттянуты, стопы повернуты вовнутрь. Выполнить 10-16 движений.

Приведение и отведение ног. Положение стоп такое же, как в предыдущем упражнении. Выполнить 10-14 движений.

Круговые вращения стоп вовнутрь и кнаружи. Выполнить 15 — 20 вращений в каждую сторону.

Подбивание мяча, подвешенного на шнурке, наружным краем тыльной поверхности стопы 1-2 мин.

Катание стопами палки или булавы.

Захватывание и подъем стопами медицинбола или мяча.

Подтягивание пальцами матерчатого коврика.

Подбор мелких предметов пальцами ног.

Итак, упражнения выполняются в исходном положении сидя следующим образом:

Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.

Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.

Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.

Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.

Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.

Сидя по-турецки, подогнуть пальцы стоп. Наклоняясь вперед, встать с опорой на тыльную поверхность стоп.

В упоре сидя сзади развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.

Выполнение упражнений в исходном положении стоя дает возможность укрепить мышцы свода стопы и нижних конечностей, выработать правильную осанку, правильное положение тела и конечностей при стоянии и ходьбе, выполнять движения для совершенствования чувства равновесия. При выполнении упражнений в первое время можно придерживаться за гимнастическую стенку. Итак, упражнения выполняются в исходном положении стоя следующим образом:

Стопы параллельны, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.

Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.

Носки вместе, пятки врозь. Полуприседания и приседания в сочетания с движениями рук.

Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.

Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

То же, но, стоя на рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди.

Стоя на рейке гимнастической стенки. Приподнимание на носки и возвращение в и. п.

Стоя на набивном мяче. Приседания в сочетании с движениями рук.

Для укрепления мышц свода стопы рекомендуется ходьба по полукруглому или треугольному шесту. При ходьбе носки ставить вовнутрь. Для развития мышечной силы и укрепления свода стоп рекомендуется лазание по канату и шесту, ходьба босиком по дорожке с покрытием из гравия. В теплое время года рекомендуется хождение босиком по песку, по скошенной траве. Необходимо сочетать такую специальную ходьбу с закаливающими процедурами. Итак, упражнения выполняются при ходьбе (в движении) следующим образом:

Ходьба на носках.

Ходьба на наружных краях стоп.

Ходьба в положении носки внутрь, пятки кнаружи.

Ходьба в положении носки внутрь, пятки кнаружи, с поочередным приподниманием на носки.

Ходьба на носках полусогнутых ног.

Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.

Скользящие шаги с одновременным сгибанием пальцев.

Ходьба по ребристой доске.

Ходьба вниз, по наклонной плоскости.

Ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости.

Регулярное, систематическое применение перечисленных выше упражнений вместе с общеразвивающими и укрепляющими позволит на ранних этапах формирования плоскостопия избежать деформации стоп. В запущенных случаях комплекс перечисленных мер, применяемых одновременно с ношением удобной обуви с супинаторами, позволит стабилизировать процесс деформации, устранить болевые ощущения в мышцах и суставах нижних конечностей, повысить функциональные возможности всего опорно-двигательного аппарата.

разнообразные упражнения для профилактики плоскостопия

Скачать:

Вложение Размер
kompleksy_uprazhneniy_dlya_profilaktiki_ploskostopiya.docx 41.23 КБ

Предварительный просмотр:

Плоскостопие – это коварная и серьезная патология, которая влечет за собой износ опорно-двигательной системы. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений. Одним из частых симптомов плоскостопия является боль в стопе. Главной причиной её возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врождённое плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенёсших рахит. Перегрузка, переутомление стопы возникают у детей с избыточным весом. Однако предупредить плоскостопие легче, чем его вылечить. Тем более, что вылечить заболевание полностью возможно только в детском возрасте. У взрослых развитие болезни можно лишь притормозить.

Свод стопы формируется у детей 3–4 лет. Однако относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6–7 лет даже у здоровых детей. Поэтому с детьми этого возраста необходимо регулярно выполнять упражнения, которые помогут сформировать и укрепить мышцы свода стопы и предотвратить развитие плоскостопия. В этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств: как физических средств, так и правильно подобранных для профилактики ортопедических приспособлений. Необходимо сформировать правильный навык установки стоп при стоянии и ходьбе, стопы должны быть параллельны, с лёгким разведением носков. Для того, чтобы исправить порочную установку стоп следует запастись терпением.

Упражнения для стоп выполняют босиком или в чешках.
Правильно сформировать и укрепить мышцы свода стопы так же поможет хождения босиком по земле, песку, камушкам, в воде, плавание, езда на велосипеде и танцы.

Рекомендации родителям по профилактике плоскостопия у детей.

Профилактикой заболевания следует заниматься уже с первого года крохи. Самое главное – задумайтесь над тем, в чем он будет бегать и прыгать, то есть об обувке. Правильная профилактическая и лечебная ортопедическая обувь всегда поможет при профилактике деформации. А специальная ортопедическая стелька поможет закрепить результат применяемого комплекса лечебных упражнений. Профилактическая работа с детьми должна стать главным аспектом в процессе воспитания.

Совершенно необоснованным считается стремление родителей научить деток сидеть или ходить раньше положенного срока. Также для профилактики рекомендуется бороться с желанием девочек ходить на каблуках, высокой платформе. Недостаточно окрепшие мышцы, связки не смогут выдержать непривычную нагрузку, происходит изменение осанки, что может стать серьезной причиной появления плоскостопия у младших школьников.

Комплексы упражнений для лечения и предупреждения плоскостопия.

Упражнения от плоскостопия

Исходное положение(И.п.) сидя, пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз.

И.П. то же. Пальчиками ноги коснуться пола, при этом средний отдел стопы касаться пола не должен. Вернуться в И.П.

И.П.сидя,cтопы прижаты к полу. Сгибая пальчики, плавно подтягиваем пятку. Стараемся стопу от пола не отрывать .Выполняется в медленном темпе.

Дети, сидя на стульчиках, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты ,используя палочки различного цвета и длины.

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают(стирают).Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его(полощут) и снова собирают в гармошку(отжимают) и вешают платочек сушиться.

Ходьба босиком по неровной поверхности -по песку, камешкам, дорожкам с нашитыми пуговицами разной величины.

И.П.сидя. Прокат мяча подошвенной поверхностью -от пятки до носка, попеременно правой/левой стопами

И.П.сидя Внутренней поверхностью стоп ,ближе к голеностопным суставам, зажат мяч. Опираясь пальцами о пол, поднимаем и опускаем пятки, удерживая мяч.

И.П сидя на полу. Обхватываем мяч стопами с двух сторон, приподнимаем и удерживаем на весу 5-10 секунд

И.П сидя на полу. Мяч между стопами. Разведение носков в стороны, пятки удерживают мяч.

Упражнения от плоскостопия выполняются сидя на стуле:

  1. выполняем стопами круговые движения;
  2. тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени;
  3. сгибание-разгибание пальцев;
  4. сведение-разведение носков, при этом пятки не отрываем от пола;
  5. соединяем подошвы (колени не согнуты);
  6. большим пальцем ноги проводим по голени другой снизу вверх, затем меняем ноги;
  7. отрываем от пола носки, пятки поочередно;
  8. сгребаем подошвами воображаемый песок, на пляже – реальный;
  9. пытаемся захватить пальчиками ног различные предметы вокруг себя;
  10. провести подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу;
  11. катаем подошвой различные овальные предметы.

Комплекс упражнений для выполнения стоя:

  1. приподнимаемся на носочках;
  2. перекаты с носка на наружную часть стопы, затем обратно;
  3. упираемся на внешние части подошвы, в таком положении стоим 40 секунд;
  4. приседаем, не отрывая от пола пятки;
  5. стоя прямо, согнуть одну ногу в колене под прямым углом, выполняем вращения голенью, самой ступней.

Выполняем упражнения во время ходьбы:

  1. ходим по бревну боком;
  2. ходьба на носках, пятках, внутреннем и внешнем крае ступни;
  3. ходить гусиным шагом 1 минуту, затем полуприсядом столько же.

Полезный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у малышей.

Упражнение № 1 : положите в тазик с водой гладкие камушки. Пусть кроха поиграет с ними ножками, перебирает пальчики, а в конце – немного походит по ним;

Упражнение № 2 : сидя на стуле, катаем палку ступней;

Упражнение № 4 : катаем пальцами ног специальный гимнастический обруч;

Упражнение № 5 : осторожно подпрыгиваем на пальчиках;

Упражнение № 6 : сидя на стуле, подтягиваем к себе коврик пальцами ножек;

Упражнение № 7 : захватываем ножками карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.

Совет : положите плотный резиновый коврик с неровным верхом, можно даже с неострыми шипами, перед кроваткой сыночка или дочки. Проснувшись, ваше чадо будет неосознанно делать полезное упражнение для профилактики плоскостопия.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТОП.

Для выполнения упражнений понадобятся: гимнастическая палка, игольчатые мячи (маленькие и большие), горсть мелких предметов (карандаши, машинки, пуговицы), массажные коврики, платочек.

Все упражнения делаем с удовольствием, улыбаться – непременное условие.

1. Ходьба на носочках (спинка прямая).

2. Ходьба на наружном своде стопы (руки на поясе, не забываем улыбаться).

3. Перекат с пятки на носок (ноги в коленях не сгибаем).

4. Ходьба по массажным коврикам (приятная, полезная ходьба).

Упражнения с гимнастической палкой.

5. Ходьба переставным шагом (по гимнастической палке).

6 Ходьба ёлочкой.

Для следующих упражнений нужен стульчик.

9 Сгибаем пальцы и поворачиваем стопы во внутрь.

Упражнения с мелкими предметами.

11 Переносим предметы через препятствие, опорная нога остаётся неподвижной. Перемещаем предметы обратно.

13 Гладим ногу другой ногой.

14 Катаем маленький мяч игольчатый одной, потом другой ногой.

15 Захватываем большой мяч, поднимаем и опускаем его.

16 Раскатываем гимнастическую палку.

Упражнения для стоп с предметами .

Упражнения для стоп с предметами выполняют из исходного положения сидя .

Упражнения для стоп с мячиком
Упражнения для стоп с мячиком не только укрепляют мышцы стопы, но и развивают у малышей координацию. Для выполнения этих упражнений вам понадобится стул, небольшой (теннисный) мячик.

Упражнения для стоп с гимнастической палкой
На счет 1–2 ― перекатывайте палочку ногой от носка к пятке;
3–4 ― обратно;
5–6 ― то же ― только носком;
7–8 ― то же ― только пяткой.
Повторить это упражнение 3–7 раз.

Упражнения для стоп с роликовым массажером .
Перекатывание стопами роликов массажера массирует мышцы стоп, способствует их расслаблению и стимуляции рефлекторных точек.

Цель: формирование правильной осанки и укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Упражнения с гимнастической палкой.

1 И.п.-о.с., палка на полу, руки на поясе;

Встать боком ступнями на палку, продвигаться переставным шагом с края на край. Голову не опускать, дыхание произвольное. По 3 раза.

Катание палки то одной ногой, то другой, от пятки к носку и наоборот, с силой надавливая на пятку. По 3 раза.

3 И.п.-стоя, ноги слегка расставить, носки вместе, пятки врозь, палка в руках перед грудью, вдох;

1-2 поворот вправо,палку вперёд-вправо рывком, носок правой ноги развернуть в сторону за палкой, выдох;

5-6 то же в левую сторону, пятки от пола не отрывать. 6-8 раз.

4 И.п.-о.с., палка внизу;

1-4-поднимая руки вперёд, сесть на пол и выпрямить ноги, не касаясь палкой пола ;

5-8-вернуться без помощи рук в исходное положение, дыхание произвольное. 6-8 раз.

5- И.п.-сидя на полу, держать палку за концы;

1-2-переносить поочерёдно ноги через палку, а затем возвращаться в и.п.

6- И.п.-лёжа на спине, палка зажата внизу ступнями, руки на полу;

1-2-поднять палку, удержать;

3-4-И.п.-ступни расслабить, палку придержать рукой. 5-6 раз.

7- И.п.-лёжа на спине,ноги вместе, палка перед собой на вытянутых руках;

1-2-поднять ноги, согнутые в коленях, продеть через палку;

3-4-удержать ноги перед палкой, оттянув носки вверх;

8- И.п.-лёжа на животе, ноги вместе, палка в руках за спиной, голова на полу, мышцы расслаблены;

1-2-поднять туловище вверх, руки вытянуть назад, ноги согнуть,коснуться носками палки, удержаться, вдох-не дышать;

3-4-И.п.-выдох, расслабиться. 6-8 раз.

9- о.с.,палка на полу концом вперёд, руки на плечах, спина прямая;

Ходьба прямо по палке, пятки на палке, носки на полу врозь. По 4 раза.

10 -И.п.-о.с., прыжки боком через палку в чередовании с ходьбой. 10 раз.

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием.

1. Упражнение «каток» — ребенок катает вперед-назад мяч, скалку , или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

2. Упражнение «разбойник» — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

3. Упражнение «маляр» — ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

4. Упражнение «сборщик» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, ёлочные шишки и др.), и складывает в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.

5. Упражнение «художник» — ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. Упражнение «гусеница» — ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имметация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.

8. Упражнение «мельница» — ребенок, сидя на поду с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в двух направлениях.

9. Упражнение «серп» — ребенок, сидя на поду с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на под (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

10. Упражнение «барабанщик» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и вниз, касается пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

11. Упражнение «окно» — ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

12. Упражнение «хождение на пятках» — ребенок ходит на пятках; не касаясь пола пальцами и подошвами. Продолжительность таких занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скалку — на одной и на двух ногах. #деткиуч #упражнения

Читайте также:
Adblock
detector